Папанинцы: первый в мире полярный дрейф

tdf1f7a61be35690902d703cee61d13c7[1]

6-го июня 1937 года началась эпопея дрейфа первой полярной станции «Северный полюс – 1». 274 дня весь мир следил за перипетиями жизни четверки отважных советских полярников на дрейфующей льдине. За время дрейфа в течение 9 месяцев льдина проплыла 2500 километров, перенеся полярников от точки полюса к берегам Гренландии. За это время была проделана колоссальная научная работа, а понятие «папанинцы» стало интернациональным символом.

И сегодня стоит вспомнить имена тех, кто без преувеличения, продвинув вперед науку, заставил людей на всех континентах с восторгом и гордостью произносить новое слово «папанинцы».Начальником экспедиции был назначен волевой и решительный человек Папанин Иван Дмитриевич. Под его руководством на льдине работали: геофизик Федоров Евгений Константинович, гидролог Ширшов Петр Петрович, радист Кренкель Эрнест Теодорович.

Кстати, в группе был и пятый член команды, но пес по кличке Веселый отличался весьма независимым нравом и авторитет Папанина признавал с позиций товарища по зимовке, а не начальника.

Работая в самых суровых климатических условиях, папанинцы собрали богатейший научный материал и сделали ряд значимых открытий. Объем научных дневников экспедиции по исследованию Арктики и Северного ледовитого океана составил 52 килограмма тетрадей! Интересно, сколько труд экспедиции «весит» в современных байтах?

Со времен Ф. Нансена приполярные океанические глубины считались необитаемыми, но уже первые пробы воды, взятые с различных горизонтов, доказали ошибочность этого утверждения. Зато, другая гипотеза знаменитого норвежца о существовании в Ледовитом океане мощного атлантического течения, полностью подтвердилась.

Гидролог Ширшов впервые исследовал и изучил влияние этого теплого глубинного течения на климат северного ледовитого бассейна. Геофизик Федоров в свою очередь провел тысячи замеров метеорологического характера и развенчал теорию о существовании в Арктике постоянного антициклона. На климатической карте полюса после экспедиции осталось значительно меньше «белых пятен».

Благодаря радиостанциям, собранным в Центральной радиолаборатории Ленинграда, радист Кренкель поддерживал постоянную, круглосуточную связь с Большой землей. Его подробные радиограммы ложились в основу статей и заметок, расходившихся из Москвы по всему миру.Радиосвязь Кренкеля помогла осуществить беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку самолетам В. П. Чкалова и М. М. Громова летом 1937-го года.

За время дрейфа огромная (3 на 5 км.) льдина сократилась до критических размеров, и в середине февраля 1938-го года Папанин был вынужден просить помощи у Большой земли в эвакуации станции. Самолеты на расколотую и хрупкую льдину уже сесть не могли, и на помощь папанинцам были высланы ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман». Экипажи судов с честью справились с возложенной на них задачей, и 14-го марта 1938 года участники первой арктической дрейфующей экспедиции прибыли в город Ленинград.
Звание Герой Советского Союза за подвиг во имя Родины было присвоено папанинцам. Их научный труд высоко оценен всем мировым научным сообществом.

Дата: 14.08.2013

2 комментариев к статье “Папанинцы: первый в мире полярный дрейф

  1. Евгений

    Прожить столько на дрейфующей льдине, в не человеческих условиях, это уже подвиг. А добытая ими информация, на то время для науки, была бесценной.

  2. Инна

    Нам есть чем гордиться! Жаль что в наше время, так мало людей способных на подвиги ради своей страны!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>